Делимся важными для нас событиями из жизни 3t
Тренинги не работают?

Наверняка многие из вас сталкивались с тем, что проведенное обучение оказалось неэффективным. Было потрачено много сил на поиск и выбор тренера, на согласование программы, на решение организационных вопросов – прошло время, а никаких результатов нет. В чем же дело? И неужели сам тренинговый подход к обучению не дает результатов?

Давайте разбираться предметно. Но для начала поспешим вас успокоить – тренинговый подход, безусловно, дает результаты, но вот только, увы, мало какие мероприятия можно действительно называть тренингами.

Ведь само слово trening в своем прямом переводе означает «тренировка». По своей сути, это тоже самое, что спортивная тренировка, в ходе которой основная цель (упрощенно говоря) –  это «прокачка» той или иной группы мышц через выполнение определенных упражнений. Перенося этот подход на обучение, можно (и нужно!) сказать, что задача по сути такая же – прокачка тех или иных навыков (скиллов) через определенные упражнения. Вспомним добрым словом Эдгара Дейла и его пирамиду форм обучения, из которой совершенно очевидно, что лучшие результаты с точки зрения остаточных знаний и применения их на практике дают только 2 формы – практические действия и непосредственное применение тех самых полученных знаний.

Вернемся к нашему разговору об эффективности тренингов и зададимся простым вопросом – каким образом может быть эффективен в таком случае «тренинг» (и, главное, можно ли его называть таковым в принципе), в котором более 50% времени занимают лекции (пусть даже самые увлекательные) и выступления ведущего, а вот на работу участников и выполнение ими тех самых «конкретных практических действий» времени по сути не остается. Согласитесь, это абсурдно. Ровно настолько же абсурдно, как ждать того, что ваши бицепсы вырастут, если вы просто послушаете интересный теоретический материал «как развить бицепсы» или же веселые истории из жизни вашего тренера на тему «как я пришел в спортзал».

К сожалению, в современных «тренингах», которые в изобилии предлагают различные специалисты и компании, активно задействованы формы обучения, которые зачастую не имеют ничего общего с развитием навыков. А, соответственно, и ожидать эффекта от таких «тренировок» не приходится.

Не погружаясь в дебри методологии обучения взрослых и построения программ, скажем только, что крайне важным является и вопрос соотношения участников тренинга и его ведущих. Представим наиболее часто встречающийся вариант – допустим, группа участников тренинга состоит из 15 человек. Тренинг проводит один ведущий. Мероприятие длится, к примеру, 2 дня. Согласитесь, что даже самый эффективный, опытный специалист не сможет ни при каких условиях уделить внимание каждому участнику и добиться выполнения им всех практических заданий, дать каждому обратную связь, проверить усвоение и откорректировать действия в нужную сторону. Обычно такой тренинг сводится к значительным «информационным вбросам» и ряду небольших практических заданий, выполнение которых и контроль качества результатов ложится «на ответственность» самих участников. И даже при самом высоком уровне осознанности, участники не смогут обучить и оценить себя сами. 

Но не будем спешить ставить крест на тренингах. Решение есть и команда 3t Сonsulting – одного из ведущих провайдеров корпоративного обучения и оценки персонала в России – активно задействует его в своей работе. Это решение – формат мини-групп для конкретной, точечной отработки навыков в процессе тренинга.

Это решение родилось из масштабного опыта 3t Consulting в построении ассессмент-центров. Ведь в этом формате для качественной оценки каждого конкретного участника требуется индивидуальная работа с оценщиком (тут снова опустим и даже не будем комментировать работу многих «асессоров», единолично проводящих оценку на группах в 20 и более человек, и выдающих некие «оценочные» заключения и рекомендации – это тема для отдельного обсуждения). Персонализированный опыт работы был перенесен командой 3t из оценочных процедур и в тренинговый процесс.

В тренинговых проектах 3t работает несколько специалистов (как правило, 3-4). Один тренер-ведущий, который отвечает на работу со всей группой (численность которой, кстати говоря, как правило, не превышает 14 человек), в том числе отвечает за мини-лекции и проведение общегрупповых заданий и фасилитаций (там, где это целесообразно и методически оправдано). При этом для решения конкретных заданий, выполнения кейсов, проверки домашнего задания, индивидуальной проектной работы участники по ходу тренинга постоянно объединяются в мини-группы, где их сопровождает закрепленный тренер.

К примеру, участники ознакомились с теоретической концепцией fish-метода (диаграммы Ишикавы) на общей группе. В «традиционном» формате тренингов далее за этим следует, скажем, небольшое задание по составлению карты по некоторой проблематике участников (например, сбоях в бизнес-процессе). Участники выполняют задание или в парах, или в командах, или индивидуально. В случае одного тренера, он, разумеется, не имеет возможности проверить процесс или результат выполнения задания, дать каждому участнику корректирующую обратную связь, замотивировать на применение инструмента. В лучшем случае, тренер спросит 1-2 участников о результатах выполнения задания и перейдет к следующему блоку. Если же опрашивать всех участников на группе, то это займет крайне много времени (которого уже не останется на другие инструменты) и, кроме того, абсолютно «просадит» групповую динамику – представьте только, что будет с участниками, когда тренер опросит 14-го человека. Ответ очевиден – к этому моменту они давно будут спать. 

А вот в случае наличия тренера в мини-группе, появляется отличная возможность закрепить все результаты и добиться максимального эффекта: тренер проверяет процесс и результат выполнения задания, дает каждому участнику корректирующую обратную связь, мотивирует на применение инструмента. Затем участники возвращаются на общую группу, где подводятся итоги выполнения и осуществляется переход к следующему тематическому блоку, за которым вновь следует мини-групповая отработка. Несомненным плюсом подхода является и то, что участники постоянно «перемешиваются» между мини-группами, за счет чего создается хороший динамический эффект, а также эффект сплочения команды.

Именно такой подход, а не простое выступления спикера на общей группе с 1-2 практическими заданиями, и является тренинговым. Значительный опыт 3t Consulting и наших клиентов однозначно подтверждает – такие тренинги дают весомые результаты: участники вовлечены в обучение, усваивают знания на вполне реалистичные 80%, переносят их на практику.

Безусловно, подход мини-групп более сложный и дорогой. Но одновременная работа 4-х тренеров дает свои результаты. Заказывая программу обучения для своих сотрудников, что вы выберете – провести много неэффективных «тренингов», потерять мотивацию и веру сотрудников в обучение или заказать проект, который даст результаты? Выбор за вами.

Но единственная просьба от команды 3t – давайте перестанем называть «тренингами» выступления спикеров и всевозможные лекции на группах от 20-ти человек. Это можно называть «творческими вечерами», «просвещением», «лекциями», но никак не тренингами.

Пришло время для реально эффективных форм обучения. И команда 3t Consulting одна из немногих в России, кто делает тренинги настоящей тренировкой. А результаты не заставят себя ждать.

О всех возможностях, которые предлагает 3t Consulting для обучения и развития персонала здесь

Блог